Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой Филиала ЧДОУ «ЦРР – д/с «Мир детства» - детского сада № 128 «Улыбка» (далее - Программа) и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ в возрасте от 4 до 5 лет с ТНР. Определяет цель, задачи реализации программы, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ТНР в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому художественно – эстетическому и физическому. Рабочая программа соответствует основной образовательной программе Филиала ЧДОУ «ЦРР – д/с «Мир детства» - детского сада № 128 «Улыбка» (далее - Программа) с учетом УМК комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
Рабочая программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Специфика организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого - педагогической работы, а также с учетом требований нормативно-правовых документов.
Основная цель программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни; проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- способствовать общему развитию дошкольников 4-5 лет с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно - речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей.
- Образование с учетом возрастных категорий: любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.