Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мозаика» социально-гуманитарной направленности является программой социальной адаптации и направлена на освоение младшими школьниками положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций, умения гармонично воспринимать окружающий мир, понимать себя, родных и близких людей, слышать и слушать других, испытывать потребность в получении знаний и умений. Программа «Мозаика» разработана в русле личностно-ориентированного подхода, она создает условия для становления социальной компетентности и гражданской ответственности каждого ребенка.
Актуальность данной программы заключается в том, что современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, современное общество во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации детей в социуме.
Актуальность данной программы ещё и в том, что комплексный набор техник работы с природным материалом помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Новизна данной работы состоит в том, что дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Мозаика» объединяет в единое целое историю (российскую и Астраханского края), экологию, изобразительное искусство, родословие, культуру поведения и общения. Однако, базовым предметом, посредством которого достигается цель данной дополнительной образовательной общеразвивающей программы, является литература, предлагаемая детям во всем своем многообразии: устное народное творчество, детская русская классическая литература, мировая детская литература. При реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Мозаика» большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. Эти две составляющие также отличают дополнительную образовательную общеразвивающую программу от других программ данной направленности.
Цель дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Мозаика» - развитие социальных навыков и творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством использования краеведческого материала и приобщения к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.
Особенность программы заключается в том, что она состоит из 3-х разделов, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный подход: