Родителям - ЧДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Мир детства"

Перейти к контенту

Главное меню:

Родителям

Советы логопеда
Речью ребёнок овладевает постепенно, путём подражания взрослым, сразу произносить большинство звуков он не умеет. Но родители должны знать примерные критерии, по которым можно оценить речь ребёнка. Если ребёнку исполнилось 3 года, он должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года о грубых нарушениях общего развития ребёнка. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4 годам. Если в этом возрасте речь ребёнка невнятная, сопровождающаяся повышенным слюноотделением, ребёнок заикается, наблюдаются дефекты звукопроизношения, а также есть нарушения со стороны органов уха, горла, носа, то необходима дополнительная консультация логопеда. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Вот некоторые рекомендации:
  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его информацией. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.
  • Если ребёнок использует жесты вместо речи, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его высказывать свои просьбы словами. Чем дольше вы будете понимать жестовую речь ребёнка, тем дольше он будет молчать.
  • Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).
  • Соска вредна, если малыш сосёт её долго и часто. Во – первых, у него может сформироваться высокое нёбо, которое влияет на формирование звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо слов ребёнок использует жесты.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие.
  • При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
  • Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
  • Развитию речевой моторики способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Малыша необходимо научить перед зеркалом широко открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх. Делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
  • В становлении речи важна дыхательная гимнастика. Чтобы выработать целенаправленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения многих звуков, учите ребёнка дуть на бумажные кораблики на воде, на вертушки-флюгеры, надувайте вместе воздушные шарики.
  • Стремитесь к развитию мышц руки малыша. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Сначала это будет массаж. Игры типа «Сорока-белобока», а затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровка, мозаика, конструкторы, лепка, застёгивание пуговиц.
  • Всегда рассказывайте ребёнку о том, что он видит. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что его окружает, надо знакомить. От вас зависит, будет ли малыш развитым.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Назад к содержимому | Назад к главному меню