Образовательная программа дошкольного образования ЧДОУ «ЦРР – д/с «Мир детства» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Образовательная программа дошкольного образования ЧДОУ «ЦРР – д/с «Мир детства» ориентирована на воспитанников дошкольного уровня образования от 1 года до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ, которые не имеют серьезных нарушений в развитии и которым не показано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Нормативный срок освоения: 6 лет. Программа реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
• обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
• приобщить детей к базовым ценностям российского народа;
• структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей.
Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:
формы, способы, методы реализации программы;
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
способы поддержки детской инициативы;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
коррекционно-развивающая работа;
рабочая программа воспитания.
В организационном разделе описаны:
психолого-педагогические условия реализации Программы;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных группах;
календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.