Реализуемый уровень образования: дошкольное образование.
Форма обучения: очная.
Нормативный срок обучения: 5 лет.
Язык обучения – русский.
Основная образовательная программа Филиала Частного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Мир детства»- детский сад № 128 «Улыбка» разработана в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 1 до 8 лет.
Основная образовательная программа разработана на основании следующего нормативно – правового обеспечения:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с нормативно-правовой базой и годовыми задачами ДОУ, программой Развития ДОУ, ФГОС ДО и осуществляется на основе парциальных программ и технологий:
Основной образовательной программы Филиала Частного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Мир детства»- детский сад № 128 «Улыбка».
Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.
Парциальной образовательной программы математического развития «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой.
Парциальной программы «Моя Губерния».
Программы ознакомления детей дошкольного возраста с этнокультурой русского народа «Дети Радуги».
Парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 1 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на тропе завершения уровня дошкольного образования.
Целью Программы является накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Данная Программа, содействует взаимопониманию и сотрудничеству между педагогами, родителями, воспитанниками.
Способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений.
Обеспечивает развитие способностей каждого ребёнка, формирование и развитие личности ребёнка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно – нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями в соответствии с направлениями развития ребёнка.
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, истории возникновения Астраханского казачества, традициях и праздниках, обрядах казаков, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Обучение дошкольников выполнению тестовых заданий по математике, игре в шашки, шахматы, нарды.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; ознакомлению с казачьими сказками, былинами, заповедями.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; обучение рисованию песком на планшетах с подсветкой; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:
двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере:
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
обучение игре в баскетбол;
использование на занятиях элементов: фитбола, степаэробики, детского фитнеса, тренажеров.
Обучение технике « Скандинавская ходьба».
Обязательная часть Программы разработана на основе Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (научный руководитель Л.Г. Петерсон) под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой с учётом вариативных программ.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений отражает развитие детей в познавательном, художественно – эстетическом и физическом направлениях. Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям детей, условиям созданным в ДОУ, а также возможностям педагогического коллектива.
В содержательный раздел программы включена адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР), а также адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР), так как в детском саду предусмотрено комплектование групп компенсирующей направленности.
В содержательном разделе описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с детьми и семьями воспитанников. Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена описанием:
особенностей организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с приоритетным художественно-эстетическим направлением развития;
взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;
взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
Программа содержит раздел, описывающий рабочую программу воспитания детского сада.